Пт, 14.12.2018, 04:04
Приветствую Вас, Гость

Презентация Модели дошкольного образования "Успешный ребенок" МКДОУ Кантемировский детский сад №1

Модель дошкольного образовательного учреждения «Успешный ребенок»  МКДОУ Кантемировский детский сад №1 разработана для формирования  качественно новых условий, требований  к качеству образования, обновления подходов к воспитательно – образовательной деятельности с дошкольниками  и результатов дошкольного образования.

   Цель:  Реализация модели дошкольного образовательного учреждения как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса. Создание медиаобразовательной среды в детском  саду, обеспечивающей  развитие актуальной и  потенциальной успешности каждого ребенка.

Основные задачи:

- Создание доступной здоровьесберегающей, технологически оснащенной медиаобразовательной среды, в которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

- Совершенствование системы работы с дошкольниками и обеспечение условий для развития индивидуальных способностей, личностных качеств, творческого потенциала   детей.

- Создание условий для освоения воспитанниками и педагогами современных информационных технологий обучения и воспитания.

- Ведение инновационной деятельности, в том числе посредством взаимодействия с другими учреждениями  образования.

- Поиск новых методов и приемов обучения и воспитания, обновление содержания реализуемых программ.

- Координация деятельности педагогов, социальных партнеров  и родителей по развитию актуальной и потенциальной успешности детей в образовательном процессе.

Актуальность

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Задача взрослых - создать для каждого ребенка необходимые условия для раскрытия его способностей, сделать его жизнь интересной и содержательной, научить общаться со сверстниками и взрослыми, определить оптимальный образовательный маршрут.

Инновационность и уникальность выбранного нами направления — создание медиаобразовательной среды в ДОУ, обеспечивающей  развитие актуальной и  потенциальной успешности каждого ребенка в  совместных медиапроектах педагогов, родителей и детей -  состоит в продуктивном творческом подходе в медиаобразовании дошкольников.

С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI века, медиапедагогика  имеет сегодня большие перспективы.

Медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Дети являются приоритетной аудиторией для медиаобразования, так как дошкольный период является сензитивным для начала формирования медиаграмотности, развития творчества, активизации познавательных интересов, формирования информационно-коммуникативной компетентности у дошкольников.

Нормативно-правовая база

Для реализации действий коллектива был издан приказ  № 11/1 от 01.02.2014г   «О введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в  МКДОУ Кантемировский детский сад №1, составлен и утвержден план- график по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в Кантемировском  детском саду №1, приложение 1 к приказу № 11/1 от 01.02.2014г  МКДОУ Кантемировский детский сад №1.

Чтобы успешно реализовать настоящую модель  разработана   на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ Кантемировский детский сад №1,принятая на заседании педагогического совета МКДОУ Кантемировский детский сад №1   протокол № 12  от "25" августа 2014 г.  

Для того,  чтобы образовательная модель успешно работала на заседании Управляющего Совета учреждения были утверждены цели и  задачи     модели     «Успешный  ребенок».

Согласно приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об итогах проведения регионального конкурса проектов по созданию инновационных моделей предметно пространственной развивающей среды, обеспечивающих эффективную реализацию общеобразовательной программы  дошкольного образования» от 24 сентября 2013 года № 920  МКДОУ Кантемировский детский сад №1    присвоен статус  региональной инновационной  площадки по теме «Введение ФГОС дошкольного образования»,  приказом  департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.12.2013года №1353 «Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций, которым присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Создание моделей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии  с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» детскому саду присвоен статус   региональной инновационной площадки по направлению «Создание моделей развивающей предметно-пространственной среды в соответствии  с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».                                                                            

Описание модели

     Модель организации образовательного процесса  МКДОУ  Кантемировский детский сад №1 реализуется в условиях сельской местности –  районного поселка Кантемировка Воронежской области.

Модель   направлена на создание условий развития ребёнка, открывающая возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, а также соответствующим  возрасту видам  деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Направленность групп

Возраст детей

Вид групп

общеразвивающая

от 1,5 до 3-х лет

группа раннего возраста

общеразвивающая

от 3-х до 4-х лет

вторая младшая группа

общеразвивающая

от 3-х до 4-х лет

вторая младшая группа

общеразвивающая

от 4-х до 5-ти лет

средняя  группа

общеразвивающая

от 5-ти  до 6-ти лет

старшая группа

общеразвивающая

от 6-ти до 7-ти лет

подготовительная  к школе группа

Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

 В детском саду ведется оздоровительная работа, обучение воспитанников плаванию, работают, кружки дополнительного образования, педагогами используются инновационные технологии в образовательном процессе.

В детском саду работает Центр познавательного развития дошкольников, где предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы, и материалы которыми дети овладевают с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде мы отводим  ее наполнению. Практические материалы, развивающие  игры, интерактивное оборудование помогают воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы.

В центре  рационально и целесообразно расставлена мебель с выделением различных зон и уголков. Практические материалы, развивающие  игры, интерактивное оборудование помогают  воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.

Локальные игровые  пространства    сочетаются по направленности детской деятельности.   Зонирование четко продумано и создано таким образом, что  материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, расположены в разных функциональных пространствах. Так, например,  в «мини-лаборатории» -  размещены   материалы по сенсорике, математике, грамоте, различные измерители, альбомы,  дидактические материалы. Это обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности,  развивают  дизайнерские способности.   Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Каждый ребенок получает возможность проводить опыты с помощью передвижного игрового стола для занятий с водой или песком самостоятельно, испытать при этом радость открытия, с помощью документ – камеры дети  рассматривают и изучают карты, схемы, буквы и цифры, т. е. «информация», заложенная в среде побуждает  ребенка к поиску.

Медиаобразование помогает раскрыть способности и потенциальные возможности ребенка и способствует  проявлению его одаренности.

Успешный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Реализуя модель «Успешный ребенок», в целях достижения новых образовательных результатов мы используем  инновационные педагогические технологии.

 Медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами.

Современный педагог должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными,  информационными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Наш коллектив освоил информационные навыки, которые являются одним из преимуществ современного педагога. Все педагоги детского сада прошли обучение в области медиатехнологий, информационно-коммуникативных технологий и курсы повышения квалификации по теме «Деятельность педагогических работников дошкольного образовательного учреждения в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования».

Обновление образования на основе технологии проектной деятельности позволило повысить качество образовательного процесса. Данная технология используется в непосредственно в образовательной деятельности с детьми и в информационно-коммуникационных проектах (интеграция с медиаресурсами), в которых объединяются дети и родители, а также педагоги и выпускники детского сада, а ныне учащиеся школ и лицея. 

При реализации модели особое внимание уделяется созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использование различных методических средств:

- организация медиазанятий, как систематического целенаправленного, творческого процесса, их планирование в форме детских видов деятельности, т.е. в рамках определенного социо-культурного контекста;

- адаптация необходимых элементов теоретических знаний о медиатексте к возрастным особенностям детей, т.е. сведение их до уровня понимания дошкольника;

- сопровождение медиазанятий с детьми наглядно-демонстрационной деятельностью воспитателя;

- широкое использование различных игровых форм в процессе организации совместной деятельности с детьми;

- систематическое одобрение, эмоциональная поддержка деятельности ребенка со стороны воспитателя.

Использование медиабразовательных приемов  деятельности детей и взрослых позволяет сформировать у детей:

- умение воспринимать и передавать информацию;

- понимание, оценивание визуальных иллюстраций;

- выражение личной позиции к изображению, высказыванию,

- возможность получения эффективных результатов при формировании коммуникативной, информационной, познавательной и творческой компетенции воспитанников.

В результате дети не только в непосредственно-образовательной деятельности с используют медиаресурсы, но и работют с информацией, представленной в электронном виде в самостоятельных видах детской  деятельности.

Образовательный процесс в нашей модели является открытым и в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Равноценными партнерами педагогического процесса   являются педагоги, дети, родители.

Нами используется технология создания психолого-педагогического партнерства с родителями, которая координирует усилия всех участников образовательного пространства.

Степень эффективности партнерства и сотрудничества обусловлена:

1. Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью.

2. Совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса.

3. Свободой выбора форм, средств, участников деятельности.

С  помощью технических средств и  электронных образовательных ресурсов создана медиаобразовательная среда в детском  саду, разработано и утверждено расписание занятий в центре познавательного развития. В центре познавательного развития ежедневно ведутся занятия для дошкольников, начиная с группы детей раннего возраста.

Использование элементов медиаобразования в образовательном процессе делает совместную деятельность с воспитанниками более эмоциональной, яркой за счет привлечения большого иллюстрированного материала, использования звуко- и видео- файлов, презентаций.

Вместе с педагогами дети создают медиапроекты в детских видах деятельности:

- журналы и сборники сказочно-рисовальных работ детей, оформленные педагогами и родителями;

- восхитительные грамоты педагогам от детей, где представлено детское словотворчество, выражающее отношение детей к педагогам;

- тематические вернисажи, где представлено коллективное художественное творчество детей, родителей и педагогов;

- праздничные спектакли, где представлено совместное создание и исполнение ролей и образов детьми, педагогами, родителями;

- детские творческие проекты – изобретения, на самостоятельно выбранную тему;

- публичная защита проектов – изобретений, где ребенком доказывается оригинальность собственного проекта, а в качестве оппонентов выступают сверстники, педагоги и родители.

Привлекаем наших выпускников  и родителей к  участию  в наших медиапроектах – роли  в праздничных спектаклях, территории  детского  сада,  создании видеороликов, информационных стендов, создании и продвижении сайта детского сада.

В условиях инновационной модели стали возможными проведение ранней диагностики различных нарушений в развитии детей и их своевременная коррекция. Большое внимание уделяется созданию условий для максимальной самореализации детей и интеграции их в общество, что особенно важно для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.  Родители получили возможность выбора наиболее удобных для их ребенка форм образования и воспитания в дошкольном учреждении, а также психологическую поддержку, что имеет крайне важное значение для родителей «особых» детей, а также возможность повышения компетентности и расширение социальных связей семьи, что отвечает социальным ожиданиям семей наших воспитанников.

Работа модели дошкольного образования МКДОУ Кантемировский детский сад №1 обеспечивает целостность педагогического процесса и создаёт окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаёт творческую атмосферу в работе педагогов.  Способствует свободному ориентированию в пространстве и времени, помогает воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Кадровые условия

В  детском  саду  работает  30 педагогов:   заведующая,  старший воспитатель, 21  воспитатель,  3  музыкальных руководителя,  2  учителя – логопеда,  педагог – психолог,   инструктор по  физической культуре.  

В детском саду постоянно совершенствуется компетентность педагогов  по следующим направлениям:

- участие в постоянно действующих  программах  повышения  квалификации  персонала;

- осуществление методической работы в детском  саду;

- занятие самообразованием;

- прохождение аттестации педагогических кадров;

- работа в режиме  преемственности с Кантемировским лицеем и другими организациями;

- реализация постоянно действующей программы психологических тренингов, направленной  на  развитие  творческих,  коммуникативных,  проектировочных и  организаторских   способностей педагогов;

- обучение по медиаобразованию: участие   в семинарах «Инновационные технологии в дошкольном образовании в условиях внедрения ФГОС»;

- участие  в  вебинарах.

Материально-технические условия

 Техническое оснащение детского сада позволяет оптимально решать воспитательно-образовательные задачи и осуществлять индивидуальный маршрут развития дошкольников.

 Единое информационно-развивающее пространство детского сада  объединяет усилия администрации, педагогов и родителей и создает условия для активного взаимодействия с ребенком. 

В учреждении созданы базисные компоненты развивающей предметной среды детства. Они включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей и обеспечивают   требования государственного образовательного стандарта.  Все оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов,  медицинского блока, физкультурного и музыкального зала, игры, дидактический материал и игрушки подобраны в соответствии с реализующейся в детском саду  образовательной программой.

В МКДОУ Кантемировский детский сад №1  функционируют 14 групп  (3 группы  для   детей  раннего  возраста,  11   групп   для   детей   дошкольного  возраста) в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 10,5 – часовым пребыванием. Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.

Созданы необходимые условия для развития и оздоровления детей:

-  физкультурный  зал;

- бассейн;

 - кабинет для занятий с логопедом;

- кабинет для занятий с педагогом-психологом;

-  медицинский кабинет;

 - музыкальный зал;

 - методический кабинет,

- центр познавательного развития дошкольников.

Инновационный потенциал детского сада  позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости. Все составные части приводят к конкурентной способности учреждения, развитию нравственных начал у детей, расширению содержания образовательного процесса и разнообразию инновационных технологий.

МКДОУ Кантемировский детский сад №1 находится в центре Кантемировки. В шаговой доступности расположены: дом детского творчества, районный дворец культуры, кинотеатр, детская районная библиотека, детская спортивно-юношеская школа, районный краеведческий музей, Кантемировский лицей. Все эти организации включены в сетевое взаимодействие с детским садом. Дошкольное учреждение взаимодействует с объектами социального окружения на основании взаимных договоров и содержательных планов работы через разные формы и виды совместной деятельности.

Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы детского сада.

Итоги реализации совместных планов: выставки детских работ, совместные концерты, спектакли, конкурсы, спортивные мероприятия, тематические мероприятия и выставки детских работ на базе детского сада и учреждений-партнеров.

Работа с родителями

В  МКДОУ Кантемировский  детский сад №1  работает консультационный центр, в котором оказывается консультативная и методическая помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Транслируемость модели

В детском саду созданы все необходимые условия для проведения стажировки: подготовлены методические пособия, созданы учебные фильмы для педагогов ДОУ по реализации образовательной   модели  учреждения, объединяющего вариативные формы дошкольного образования. В учреждении отработана система проведения мероприятий.

 Результатом   реализации модели является демонстрация опыта педагогов в профессиональных конкурсах, различных мероприятиях, а также достижения воспитанников, родителей в конкурсах разного уровня.  Участие педагогов, в работе творческих групп, мастер-классов  в апробации модели под руководством педагога-наставника. Консультирование педагогов района по разработке вариативных моделей   и повышению компетентности родителей в данном направлении. Создание групп по распространению опыта на базе других дошкольных образовательных учреждений  зарекомендовали себя в Воронежской области и Кантемировском районе.

Опыт Кантемировского детского сада изучается и широко используется детскими садами региона. Презентация модели дошкольного образования проводилась на районных методических объединениях работников дошкольного образования. Средства массовой информации размещают информацию об успешной, высокоорганизованной, интересной работе детского сада на страницах районной газеты «Кантемировский вестник», а также в сети интернет на официальных сайтах муниципальных органов управления,регионального информационного агентства Воронеж и районной газеты. С опытом работы модели также можно подробно познакомиться на сайте МКДОУ Кантемировский детский сад №1. Педагоги детского сада делятся опытом работы с другими дошкольными организациями, принимают участие в мероприятиях педагогического клуба «Наука и творчество», ведут свои блоги на международном образовательном портале maam.ru.